Эрик Берн описал сценарий как «жизненный план, основанный на решениях, принятых в детстве, укрепленный родителями, оправданный последующими событиями и проявляющийся 

«Сценарий вашей жизни уже написан вами. Вы начали писать его, едва родившись, а к четырем годам определили основные моменты его содержания. К семи годам вы внесли все существенные детали, а с семи до двенадцати совершенствовали его, добавляя отдельные положения. В юношеском возрасте вы усовершенствовали ваш сценарий, придав ему реальные черты» (Ян Стюарт, В. Джойнс).

 

Сценарий — это неосознаваемый план жизни. Он представлен в форме драмы с началом, серединой и концом. Сценарий ведет к развязке, кульминационной сцене, ради которой и разыгрывается спектакль жизни. Это не обязательно конечная сцена смерти.

 

Сценарий подкрепляется родителями вербально и невербально. С первых минут жизни родители передают ребенку послания, на основе которых формируются представления ребенка о себе, мире и других, так называемые сценарные послания. Ребенок сам принимает решение о сценарии (ранее решение), без тщательного обдумывания, под действием чувств и эмоций. Эрик Берн приводил пример двух братьев, которые имели послание от матери: «Вы оба завершите жизнь в психушке». Впоследствии один из них стал хронически психически больным и постоянно находился в психиатрической больнице, другой ежедневно приходил в психиатрическую больницу, только в качестве врача-психиатра. Сценарий лежит вне пределов осознания. Это ближайшее и глубинное бессознательное человека. Во взрослой жизни приближение к детским воспоминаниям возможно через сны, фантазии, мечты, трансовые состояния.

 

Человек искажает собственное объективное восприятие реальности с целью «оправдания» своего сценария. Искажение происходит с помощью механизмов игнорирования, обесценивания себя, другого или мира. А также другими путями.

 

В чем цель сценария? Адаптироваться и добиться любви и внимания со стороны значимых людей. Получить все те же поглаживания. Для чего мы следуем сценарию всю жизнь? Цель та же — желание быть любимым, значимым. Когда-то нам это удавалось, и мы повторяем «спектакль» каждый раз, когда испытываем потребность в любви. Однако мы пользуемся устаревшими стратегиями и способами добиться желаемого.

 

 

Существует семь сценарных паттернов. Они универсальны для любого возраста, нации и пола. Каждый сценарный паттерн «запускается» своим драйвером.

Перечислим их:

1. ПОКА НЕ (драйвер – будь совершенным).

2. ПОСЛЕ (драйвер – радуй других).

3. НИКОГДА (драйвер – будь сильным).

4. ВСЕГДА (драйвер – пытайся).

5. ПОЧТИ ЧТО-1 (драйвер – радуй других и пытайся).

6. ПОЧТИ ЧТО-2 (драйвер – радуй других и будь совершенным).

7. ОТКРЫТЫЙ КОНЕЦ (драйвер – радуй других, будь совершенным и спеши).

 

А теперь рассмотрим каждый.

1. ПОКА НЕ

Помните бессмертный миф о Геракле? Который не мог позволить себе, так сказать, расслабиться и просто жить до тех пор, пока не совершит двенадцать подвигов. Так вот, люди со сценарным паттерном «Пока не» живут по подобному принципу: «Пока я не закончу определённую работу, я не позволю себе жить и радоваться» (варианты: «Я должен познать себя и только после этого буду меняться», «Жизнь начинается только на пенсии» или даже «В следующей жизни мне воздастся по заслугам»).

Лейтмотивом здесь является простая, но на удивление вредная мысль: нечто хорошее (лично хорошее) не случится (его просто нельзя себе позволить), пока нечто куда как менее хорошее не закончится.

Что, вы удивлены тем, что эта мысль вредна? Ну тогда, значится, это ваш паттерн. Паттерн, по которому вы привычно живёте. Даже не задумываясь над тем, что Геракл, например, сразу после окончания своих подвигов довольно-таки быстро отправился на небо, так и не испробовав простых земных радостей. Ибо люди, живущие по такому сценарию, по сути, никогда не позволяют себе просто жить и радоваться. И всю свою жизнь, даже кратковременные её моменты, обставляют жутким, не допускающим радость частоколом многочисленных «пока не...» (например: «Пока я не уберусь, мы никуда не пойдем» или то же, но более мягко: «Мы пойдем в зоопарк сразу после того, как я уберусь»).

 

2. ПОСЛЕ

Это как бы перевёртыш «Пока не», завещанный человечеству небезызвестным Дамоклом, который ну никак не мог жить и радоваться, поскольку над ним постоянно висел могущий в любую секунду сорваться меч.

Люди, живущие по этому сценарному паттерну, следуют принципу: «Я могу радоваться сегодня, но завтра мне за это придётся заплатить (варианты: «Отличное вино! Жаль, что завтра от него будет болеть голова», «Свадьба — это прекрасно. Вот только после неё обычно начинаются серые будни», «Я много успеваю сделать за день, но к вечеру я валюсь с ног от усталости»). То есть, как говорится, за всё придётся платить, а за радости — вдвойне. И вообще, если у вас всё хорошо, не беспокойтесь, это — ненадолго...

 

3. НИКОГДА

Это уже другой миф — о Тантале, который испытывал одноимённые (танталовы) муки, поскольку никогда не мог дотянуться ни до воды (в которой стоял по шею), ни до плодов (которые висели прямо около его рта).

Человек со сценарным паттерном «Никогда» как бы заранее расписывается в собственной неспособности хоть чего-то достичь или просто жить и радоваться, горестно стеная под лозунгом «Я никогда не получу то, что действительно хочу!»

Самое интересное, что человеку достаточно просто определить цель и начать к ней двигаться. Но куда там — весь пар уходит в свисток многочисленных занудливых умозаключений по поводу того, почему этого нельзя сделать. А также горестных стенаний по поводу своей тяжкой судьбины...

 

4. ВСЕГДА

А здесь уже в чисто мифологическом плане фигурирует Арах-на — весьма искусная пряха, «наехавшая» на богиню Минерву и в наказание обречённая вечно ткать свою паутину в весьма неприглядном виде паука (или все-таки паучихи?).

Люди с этим сценарным паттерном постоянно задаются вопросом: «Почему это всегда случается со мною?» И с упорством маньяка (и с умением бледнолицего из известного анекдота) умудряются наступать на одни и те же грабли не дважды, а всю свою жизнь.

Они как бы всеми силами сохраняют нечто неприятное вместо того, чтобы заменить его более приятным и просто жить и радоваться. И от начала и до конца своей жизни пребывают в болезнях, дурных взаимоотношениях, не устраивающих их любви и сексе, неинтересной работе и бедности.

 

5. ПОЧТИ ЧТО 1

Вы, наверное, знаете таких людей. Тех, которые почти окончили вуз, почти женились, почти защитили диссертацию или (уменьшим масштаб) почти закончили ремонт или уборку квартиры.

Подобно Сизифу, который почти вкатывал на гору огромный камень (каковой тут же срывался вниз, так что всё приходилось начинать заново), эти люди живут по странному принципу «Каждый раз я буду почти достигать своего». И никогда не доводят дело до конца — в отличие от своих собратьев по следующему типу сценарного паттерна.

 

6. ПОЧТИ ЧТО 2

Вот это уж точно Достигатели — в том плане, что, в отличие от поклонников Сизифа из предыдущего сценария, они всегда добиваются своего. Но никогда не останавливаются, не радуются достигнутому и даже просто не позволяют себе отдохнуть, живя и радуясь. Нет, они тут же (практически сразу или после ну очень небольшого промежутка) ищут себе новое дело, которое нужно сделать. Или новую вершину, которую надобно покорить.

Этакие современные Сизифы, которые, таки вкатив камень на гору, даже не позволяют себе присесть, а сразу начинают нивелировать достигнутое («Разве это гора? И разве это камень?») и искать себе очередную сверхзадачу («И где та гора и тот камень, который ещё никто не поднимал?»). Как вы прекрасно понимаете, просто жить и радоваться они также себе не позволяют...

 

7. ОТКРЫТЫЙ КОНЕЦ

Этот сценарный паттерн похож на «Пока не» и «После», однако в нём присутствует некоторая точка, после которой всё меняется. Да так, как если бы часть сценария (концовка) оказывается как бы утерянной. В результате жизнь обессмысливается, а человек застывает и теряется по принципу: «Достигнув цели, я не знаю, что делать дальше».

Мифологической основой данного паттерна является миф о благочестивых супругах Филимоне и Бавкиде, которые приютили богов, когда другие отказали тем в крове, за что благодарные боги продлили им жизнь, превратив в растущие рядом деревья с переплетёнными ветвями...

 

А теперь самое важное: Что же делать?! Наверняка, в одном из сценариев Вы узнали себя… Спокойно! Без паники! Все поправимо, если Вы приняли твердое решение изменить свою жизнь к лучшему!

И чтобы это сделать, нужно изменить старый драйвер на новый, а потом старое убеждение на новое.

 

При паттерне «ПОКА НЕ» вы примете, что разрешаете себе жить и радоваться, не дожидаясь, пока что-то будет сделано или достигнуто, и даже укажете, как именно.

Старый драйвер – Будь совершенен.

Новый драйвер – Ты и так достаточно хорош!

Старое убеждение – Я не могу иметь то, что я хочу, пока не заплачу за это высокую цену.

Новое убеждение – Я могу жить и радоваться сегодня, не дожидаясь окончания дел!

 

При паттерне «ПОСЛЕ» вы укажете, что также позволяете себе наслаждаться жизнью сегодня, совершенно не задумываясь над тем, поимеет ли ваша радость для вас какие-то последствия.

Старый драйвер – Радуй других.

Новый драйвер – Радуйся сам!

Старое убеждение – Я могу радоваться сегодня, но завтра я буду должен дорого заплатить за это.

Новое убеждение – Я не только могу жить и радоваться сегодня, я вполне могу позволить себе радоваться завтра и все последующие дни!

 

При паттерне «НИКОГДА» вполне достаточно (но необходимо) просто-напросто определить желанную цель и, конечно же, наметить и начать осуществлять шаги к её достижению.

Старый драйвер – Будь сильным.

Новый драйвер – Открыто говори о своих проблемах и желаниях!

Старое убеждение – Я никогда не получу того, что действительно хочу.

Новое убеждение – Я определю то, что я действительно хочу и что мне нравится, и получу это!

 

При сценарии «ВСЕГДА» надо договориться с самим собой, что вместо нытья по поводу наступления на одни и те же грабли вы просто начнёте действовать, уходя от нежелаемого.

Старый драйвер – Пытайся.

Новый драйвер – Делай!

Старое убеждение – Я должен всегда оставаться в этом (в этой ситуации).

Новое убеждение – Я прекращаю делать одни и те же ошибки и начинаю меняться!

 

При паттерне «ПОЧТИ, ТИП 1» следует оговорить, что вы ни под каким видом не бросите задуманное за полшага до завершения и — кровь из носу — но добьёте дело или достигнете цели.

Старый драйвер – Радуй других и пытайся.

Новый драйвер – Радуйся сам и делай!

Старое убеждение – Я чуть было не достиг успеха.

Новое убеждение – Я буду доводить любое дело до конца!

 

При сценарии «ПОЧТИ, ТИП 2» надо просто намечать себе достаточно протяжённые периоды отдыха после выполнения работы. И неукоснительно следить за тем, чтобы вы их использовали по назначению, а не реализовывали принцип из старого анекдота: «А сам бочком-бочком — и в библиотеку, работать».

Старый драйвер – Радуй других и будь совершенным.

Новый драйвер – Радуйся сам и знай, что ты уже достаточно хорош!

Старое убеждение – Я все еще не достиг успеха.

Новое убеждение – Я буду радоваться каждому достигнутому успеху, шагу, усилию!

 

При сценарии «ОТКРЫТЫЙ КОНЕЦ» надо твердо сказать себе: Я найду новое дело, осуществлю себя в нем и буду жить и радоваться.

Старый драйвер – Радуй других, будь совершенным и спеши.

Новый драйвер – Радуйся сам, знай, что ты уже достаточно хорош и промедляй!

Старое убеждение – Моя роль окончена, и я не знаю, что теперь делать.

Новое убеждение – Я найду новое дело, осуществлю себя в нем и буду жить и радоваться!

 

И помните: нет ничего невозможного для человека, который хочет изменить свою жизнь к лучшему! Успеха!

(использована информация из книг Э. Берна и С. Ковалева)